Газета "Новый путь"

Новости

На сцене и в кино

Лодейнопольский драматический театр-студия «Апрель» в этом году проводит юбилейный сезон – коллективу исполнилось 30 лет. С 2019 года театр «Апрель» стал областным. Театр пользуется большой любовью в Лодейном Поле и по всей Ленинградской области, а также по всей окрестности, вплоть до северных городов России. 11 апреля коллектив театра очередным спектаклем радовал бокситогорского зрителя. В преддверии показа ведущий актёр театра Андрей  Мокеев рассказал корреспонденту газеты «Новый путь» о своей жизни, работе в кино и театре.

–  Андрей Юрьевич,  Вы работаете в «Апреле» уже пять лет. Какими путями  судьба привела Вас в этот театр?

В театр «Апрель» меня пригласил художественный руководитель  Алексей Байдаков, когда они вместе с режиссёром-постановщиком,  заслуженным артистом России Вадимом Романовым  в 2015 году начали ставить «Женитьбу» Гоголя. Мне сказали – ты нам нужен, и я приехал. А затем встретил женщину своей мечты, работающую в этом театре, женился и остался. Получается, что привели меня в этот театр творчество и любовь.

– А как Вы вообще увлеклись театром?

Это история долгая. Я родился в Мурманске, портовом городе, и,  кем быть, у меня даже вопроса не возникало. Пошёл в мореходку, а на втором курсе попал в театральную студию. Помню,  там мне очень понравилось сочетание запаха кулис, сценических костюмов, декораций, пыли, горящих прожекторов…  Это не просто специфический запах, это особая атмосфера, которая манила чем-то, притягивала…

Но я всё равно окончил мореходку. Более того, два года ходил в море, потом была  армия, затем снова море, и только через год остался на берегу, записался в театральную студию при Мурманском областном драматическом театре.

Мурманск – город на Крайнем Севере, туда молодые профессиональные актёры редко приезжали для работы в театре. Даже те, кого направляли по распределению,  отрабатывали положенный срок и уезжали. Поэтому в театре решили, как говорится, «воспитать Бабу-Ягу в собственном коллективе» и открыли при театре студию.

В студии играли  хорошие актёры и воспитывали их замечательные педагоги. Когда я стал актёром студии, то уже через два месяца был включён в спектакль. Меня заметили: сначала давали эпизодические роли, потом уже большие и интересные, так я и  остался в театре.

– Андрей Юрьевич, Вы – известный актёр, Ваша фильмография насчитывает более 100 ролей.  В настоящий момент участвуете в каких-нибудь кинематографических проектах?

–  На 15 апреля намечены пробы на новый проект (рабочее название «Алекс Лютый»). Пообщаюсь с режиссёром, определимся с ролью.  Может быть, будут ещё проекты - предложения поступают.

– В производстве сейчас находится сериал «Отель Феникс» с Вашим участием – его уже отсняли?

Сам сериал практически готов, материал прошёл озвучку, скоро выйдет в эфир.

– Вы себя позиционируете как актёра театрального или киноактера?

 Отношу себя к театральным актёрам. Очень люблю театр – тридцать с лишним лет играю на сцене, делаю это с большим удовольствием. Кино тоже нравится, хотя это немножко другая ипостась творческой работы, другая специфика, но тем не менее каждая роль, даже эпизодическая, требует актёрской самоотдачи. И всё-таки дух театра мне ближе, моё сердце – здесь.

–  А где сложнее работать – в театре или в кино?

– Когда любишь профессию, особых трудностей не испытываешь.  Физически сложнее играть в театре, потому что нередко буквально худеешь за спектакль – усилий приложить нужно столько, как будто грузчиком отработал. Но все затраты – и физические, и эмоциональные – стоят того!  В кино ты играешь перед камерой, есть возможность перезаписать дубль, но и там необходимо жить в кадре – по-актёрски это интересно. В целом же, могу сказать, что в кино проще. Хотя много времени проходит в ожидании.

Театр – это творчество сиюминутное, здесь и сейчас. Во время показа спектакля, как актёр сыграл роль – её уже не переделаешь. В кино благодаря многочисленным дублям можно добиться чего-то лучшего, переиграть сцену. Но когда материал уже отснят, то лучше не сделать, даже если и хочется что-то поменять. А в театре каждый показ спектакля позволяет искать всё новые и новые грани своей роли, придумывать, добавлять что-то.

– Каково сейчас быть артистом в России, открываются ли новые возможности?

– Возможностей у актёров много, так было всегда, главное – любить свою профессию. По-моему, никаких кардинальных перемен ни в театре, ни в кинематографе не случилось. Если актёр востребован, много трудится, он получает финансовую независимость – работа в популярных проектах сегодня высоко оплачивается. Да и технический прогресс не стоит на месте – можно создавать разные цветовые и звуковые эффекты, привычные проблемы решаются не вручную, а с помощью новых технологий. Работать становится всё интереснее.

–  Что Вы думаете о развитии российского кинематографа? Вам нравится то, что сегодня происходит с нашим кино?

Нравится не всё, но мне кажется – есть положительные изменения. Всё чаще сценарии пишутся более вдумчиво, появляется много интересных режиссёрских работ.  Сейчас развитие кинематографа, я бы сказал,  пошло вверх. Ведь изменения в искусстве всегда происходят циклично, в кино, например, были всплески неореализма, и наше кино ярко проявляло себя в этом направлении. Потом уровень упал везде, а сейчас опять поднимается.

Было время, когда процветал сплошной «экшн»: драки, перестрелки, откровенные сцены. Хотя мне, честно говоря, не стыдно ни за одну свою роль из тех, что я сыграл в кино. Некоторые сцены меня, правда, удручали – я задавался вопросом: «Как это играть?». Но в итоге всегда удавалось выкрутиться, потому что я обучен педагогами старой школы, которые твердили: «Если что-то делаешь – ты должен делать это правильно, точно». Нельзя «филонить» в нашей профессии.

Кинематограф  70-80-х годов более психологический, нравственный  –  в нём важны именно духовные искания персонажа. Среди зарубежных тоже есть картины, которые действительно цепляют за душу.

– Назовите Ваши любимые фильмы.

Я очень люблю  цикл фильмов Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» – это кино мы с женой каждый год пересматриваем, а также «Москва слезам не верит», «Покровские ворота». Из зарубежных  – «Побег из Шоушенка», «Зелёная миля».

– У Вас большой опыт работы с режиссёрами, кто из них больше всего на Вас повлиял?

Во-первых, мой первый режиссёр – Исаак Семёнович Дубов. Человек очень умный и талантливый, он прививал отношение к театру как к храму искусства, где нельзя халтурить. Перед зеркалом, для себя, можно делать, что хочешь, а для зрителя, особенно для детей, нужно стараться – они, как никто другой,  чувствуют фальшь. Такое отношение к профессии привил мне именно Исаак Семёнович.

В кино мне посчастливилось сниматься у Алексея Германа в фильме «Трудно быть богом». Хотя  там у меня совсем небольшой эпизод, но это был отличный опыт. Само отношение Германа к производству кино меня поразило, покорило. Он ставил перед собой очень сложные задачи и добивался больших высот. У него любая декорация должна не просто так находиться в кадре, а «работать». Допустим, капает где-то  вода – он сидит, слушает и говорит: «Нет, надо, чтобы ещё медленнее капала». Представляете, как детально он атмосферу создавал. Хочу сказать, что все режиссёры, с которыми я работал,  так или иначе на меня повиляли.

– Расскажите о своей семье. Она вдохновляет Вас на дальнейшие успехи?

Конечно. Моя жена тоже актриса. Порой, мы с ней долго спорим о роли, рассуждаем, она даёт хорошие советы. Если я где-то не дотянул, она говорит мне об этом, подсказывает, что необходимо поправить, точно так же, как и я ей. У нас дома творческая лаборатория.

– Вы хотели бы, чтобы Ваши дети связали свою жизнь с театром?

– Моя дочь хочет стать театральным художником. Будет в этом году поступать. Хоть я ей и говорю, что театр – это каторжный  и не всегда благодарный труд. И профессия «театральный художник» довольно-таки специфическая. Но не хочу ей мешать, не даю советов и не запрещаю. Полностью полагаюсь на её выбор. Она хочет связать себя с театром – пожалуйста.  

– Приедете ли ещё с гастролями к нам, в Бокситогорск? В каких городах уже были в этом сезоне, какие гастроли ещё планируете?

Мы же уже не первый год приезжаем в Бокситогорск и ещё приедем, конечно.

На гастролях уже побывали в Тихвине, Подпорожье и Пикалёве.  В Санкт-Петербурге будем показывать комедию «Глумов. Восхождение в бездну» по пьесе Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Планируется поездка во Всеволожск. Каждый год бываем в четырёх-пяти городах.

–  Расскажите какую-нибудь весёлую историю, ведь за время работы в театре «Апрель» наверняка их немало произошло.

Бывали смешные случаи, когда кто-нибудь из актёров забудет или перепутает костюм. Выкручиваемся, как можем. Так, играли мы «Корсиканку» по пьесе Иржи Губача. В одном  из эпизодов  мы с коллегой сражались на дуэли.  У моего героя по сценарию должен был быть с собой мешочек, а в нём три яйца. Я забыл их. Когда вышел на сцену, понял: «Надо что-то делать». И вот идёт реплика: «Что у Вас в мешочке?». Я начинаю импровизировать – говорю: «Одну минуточку, сир!». Выхожу за кулисы, беру этот мешочек, возвращаюсь: «Я к Вашим услугам, сир». Всё получилось.

–  Какие из Ваших ролей дороги больше всего?

Все мои персонажи значимые, не разделяю  их на любимые-нелюбимые. Обычно бывает так:  получаешь роль в  новом спектакле,  обдумываешь её – она постепенно становится твоей, близкой к душе. А те роли, которые играешь несколько лет и уже хорошо на себя примерил – в них продолжаешь искать какие-то новые грани, меняешь характер персонажа. Я очень люблю свою профессию, поэтому с выбором ролей проблем нет.

–  Если не секрет, о какой роли сейчас мечтаете?

– Конкретно – сыграть Гамлета или короля Генриха, такой мечты нет. Я благодарен режиссерам за хорошие роли, они могут быть крупные, масштабные и небольшие, эпизодические –  в каждом герое стараюсь найти какую-нибудь изюминку.  Роль получилась – она становится той, о которой мечтал. Правда, что-то уже реализовать на сцене нельзя: возраст не позволяет (всё-таки 60 лет почти), например,  молодого героя сыграть.

– В театре «Апрель» – уникальный коллектив. Расскажите о нём.

– Коллектив  замечательный. Я с удовольствием остался здесь, не жалею ни секунды,  работаю с самоотдачей, как и все. В театре «Апрель» все ребята талантливые, умные, понимающие. Сейчас в труппе много молодых одарённых, очень интересных  актёров. Да и наши «старики» – отличные профессионалы! А есть и старожилы – они почти тридцать лет с этим театром. Очень хороший коллектив сложился.

–  Что бы хотели пожелать в честь юбилея театра?

 Конечно, хорошей работы, душевного покоя, финансового благополучия, счастья в личной жизни.

–  Несколько слов бокситогорскому  зрителю.

Любите театр, приходите чаще к нам, и мы будем радовать вас новыми спектаклями и с удовольствием общаться с вами!

Соня Швец

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение:
Вернуться к списку новостей
Вверх