В январе 2025 года на территории Бокситогорского района Ленинградской области участились случаи мошеннических действий, а именно телефонных мошенничеств.

Ежедневно в полицию поступают сообщения от граждан о кражах денежных средств с их банковских счетов. Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе, используют человеческие слабости, чувства (сострадание, обеспокоенность за близких, жалость) в своих корыстных интересах.

Рассмотрим некоторые из известных схем телефонных мошенничеств:

1. Мошенник представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП, хранил наркотики, нанёс тяжкие телесные повреждения). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции который сообщает, что готов «помочь» за вознаграждение, и если собеседник готов, он должен передать деньги «курьеру», либо перевести на счет (абонентский номер телефона).

2. Следующий распространенный вид мошенничества, это когда поступает звонок, якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи, с сообщением о том, что якобы закончился договор на обслуживание этого номера и чтобы его продлить абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников. Таким же способом обмана пользуются «мнимые специалисты» МФЦ Ленинградской области, которые под предлогом предоставления запрашиваемой информации предлагают сообщить код подтверждения по SMS-сообщению или звонку.  

3. Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет, при этом просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.

4. Также очень распространена такая схема, как продажа (покупка) имущества на интернет-сайтах. При звонке на телефон, размещенный на Интернет-сайтах объявлений правонарушитель просит сообщить данные и номер карты потерпевшего для перевода денежных средств в качестве задатка за товар, или чтобы заплатить курьеру который прибудет вместо него за товаром. После сообщения данных карты происходит списание денежных средств. В другом случае, продавец просит внести приличный задаток за покупаемый товар и связь с покупателем на этом прекращается.

5. Новая схема телефонного мошенничества, при котором злоумышленники под любым предлогом вынуждают нас предоставлять конфиденциальные данные в «наших собственных интересах», то есть искусственно создается ситуация, требующая помощи «специалиста».

Цель мошенников под любым предлогом извлечь секретную личную информацию. В телефонном разговоре «мнимыми помощниками» (представителями банка или сотрудниками службы безопасности банка), доводится информация о возникших проблемах с банковской картой, например, что она заблокирована, кто-то пытается перевести деньги, оформляет кредит, а служба безопасности банка предотвратила попытку несанкционированного списания. Затем звонящий предлагает помощь в сложившейся ситуации, на которую многие соглашаются.

Потерпевшего убеждают в срочном решении возникшей ситуации, пока еще не все деньги украдены. Очень последовательно мошенники стараются получить всю конфиденциальную информацию, присылают новые пароли и ПИН коды в СМС-уведомлениях. Успокаивающим голосом «банковские работники», предлагают различные возможные варианты защиты, при этом непрерывно, не редко сменяя друг друга и не давая опомнится, «ведут» потерпевшего до момента перевода денег на чужие, якобы безопасные счета. 

6. Также в текущем году злоумышленники продолжают активно использовать фишинг в социальных сетях и онлайн-мессенджерах. Наибольшую выгоду мошенникам приносят махинации через Госуслуги, с помощью которых они получают доступ в онлайн-банк, а также работа на различных финансовых площадках. Погнавшись за мифическим богатством люди, не имея четких сведений о своих собеседниках и счетах, переводят сбережения в надежде на получение выгоды, но преступники, заполучившие желаемое, уже никогда его не вернут законному владельцу.

Необходимо помнить, что единственный безопасный счет – это ВАШ счет. При поступлении подобных звонков в первую очередь нельзя поддаваться панике и незамедлительно прекратить разговор с неизвестным лицом, после чего связаться с банком по номерам телефонов горячей линии указанной на банковской карте, где настоящий сотрудник банка поможет сориентироваться в ситуации.

Как уберечься от телефонных мошенничеств?

Необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких:

– не следует доверять звонкам и сообщениям, о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления. Обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, мошенники ли это, или родным действительно нужна ваша помощь;

– не следует отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров и если вы все-таки ответили не бойтесь прервать разговор, просто кладите трубку;

– не следует сообщать по телефону сведения личного характера;

– в сети «Интернет» не переходите по ссылкам на неизвестные сайты;

– не переводите деньги неизвестным лицам в надежде на скорейшую, без проблемную выгоду, помните «бесплатный сыр» бывает только в мышеловке.

Противостоять мошенникам возможно лишь повышенной внимательностью, здравомыслием и бдительностью.