05 февраля 20:06 279

Рассмотрим подробно начальный отрезок ВАД-102: от Заборья до Никульского.

Что осталось от этого участка Дороги жизни сейчас?В декабре 1941 года ВАД-102 проходила в основном по старым просёлочным дорогам. И даже сегодня яндекс-карта предлагает автомобильный маршрут на значительных отрезках старого пути, показывая при этом знак “плохая дорога”.

На участке от деревни Лидь (ранее: Великий Двор) до урочища Тресно (ранее: деревня Тресна) яндекс-карта не советует никакой дороги. Но открывая карту в режиме “спутник”, мы видим дорогу, которая идёт по лесам именно там, где была старая дорога.

Вдоль Лидского озера дорога вновь становится проезжей и об утраченных деревнях нам напоминают названия урочищ.

От утраченной деревни Лахта до деревни Пятино мы движемся по широкой грунтовой укатанной дороге.

Затем следует самый сложный участок ВАД-102. Именно над ним пришлось много поработать бойцам 21-го дорожно-эксплуатационного батальона. На участке между деревнями Пятино и Никульское карта 1941 года не показывает дорогу на протяжении 11 км по прямой. Открывая яндекс-карту в режиме “спутник” мы видим несколько лесных дорог в этом месте.

Пересекая реку Ретешу, мы вновь попадаем на старую сельскую дорогу, которая по лесам и полям выводит нас к деревням Верховье и Никульское.

Весь маршрут от Заборья до Никульского составляет 93 км. На этом участке трасса ВАД-102 проходила по старым просёлочным дорогам. Единственный участок, на котором не было дороги, составлял 11 км по прямой. Здесь была проложена дорога около 15 км.#ВАД102#НачалоДорогиЖизни#ФондПрезидентскихГрантов#ЛОРОПОПедагогXXIвека
___________________
Проект «Военно-автомобильная дорога (ВАД) 102. Начало Дороги Жизни» реализуется ЛОРОПО «Педагог ХХI века» совместно с Музейным агентством Ленинградской области с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.