Регистрация прав на садовые и жилые дома, расположенные в границе полосы отвода железной дороги, является важным процессом, который позволяет владельцам этих объектов официально закрепить свои права на недвижимость. 

Однако, следует учитывать особенности расположения этих объектов. Полоса отвода железной дороги является зоной с особыми условиями использования, которые могут ограничивать возможность строительства и эксплуатации объектов недвижимости. 

Эти зоны имеют особое значение, поскольку они предназначены для защиты путей сообщения от различных воздействий, включая строительные работы.

По закону, земля вдоль железных дорог принадлежит государству и передаётся ОАО «РЖД» для размещения объектов железнодорожного транспорта.

Ранее получить землю под своим зданием или строением возле железной дороги можно было в аренду на срок 49 лет, а право собственности можно было приобрести в судебном порядке или путем образования отдельного земельного участка при условии отказа ОАО “РЖД” от права аренды на образуемый земельный участок в установленном порядке. 

Теперь этот процесс стал гораздо проще: Постановлением Правительства РФ от 28.03.2023 N 492 снят барьер, не позволявший законным владельцам объектов недвижимости оформить право собственности на землю под садовыми и жилыми домами, гаражами и хозяйственными постройками, которые находятся рядом с железной дорогой.

В Управление Росреестра по Ленинградской области, после публикации данного Постановления стали поступать вопросы: что делать собственникам, которые хотят зарегистрировать садовый или индивидуальный жилой дом в границе такой зоны?

Согласно Земельному кодексу РФ, есть несколько целей, для которых могут использоваться земельные участки около железных дорог:

• прокладка железнодорожных путей;

• строительство и ремонт объектов железнодорожного транспорта;

• создание пространства вокруг железной дороги, которое называется полосой отвода.

Полоса отвода — это земельные участки, которые прилегают к железнодорожным путям, заняты ими или предназначены для их размещения. Также в неё входят территории, на которых расположены железнодорожные станции, водоотводные и укрепительные устройства, защитные полосы лесов вдоль путей, линии связи, устройства электроснабжения, производственные и другие здания, строения, сооружения, устройства и другие объекты железнодорожного транспорта.

Правительство РФ установило порядок использования земель около железных дорог.

 Согласно этому порядку, участки в полосе отвода, которые не заняты объектами железнодорожного транспорта и не предназначены для обеспечения безопасности движения поездов, можно использовать для:

• сельскохозяйственного производства;

• оказания услуг пассажирам;

• складирования грузов;

• устройства погрузочно-разгрузочных площадок;

• сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций, а также складов для хранения опасных веществ и материалов);других целей, которые не противоречат требованиям безопасности движения, установленным федеральными законами.

Садовый или индивидуальный жилой дом не относится к объектам железнодорожного транспорта, поэтому его строительство в полосе отвода железной дороги противоречит действующему законодательству.