Дом на берегу Тихвинки

Подготовка к 180-летию Николая Римского-Корсакова началась с 2021 года, когда в здании провели масштабные реставрационные работы. А уже с 2022 года научные сотрудники Музейного агентства Ленинградской области вместе со специалистами музея в Тихвине начали работу над созданием новой экспозиции. Откроется она весной 2024 года. Выставка будет посвящена семейным ценностям дворянского рода Римских-Корсаковых, давшего миру великого русского композитора.

Родина гения

Дом на берегу реки Тихвинки, построенный в 1801 году дедом великого композитора, в наше время является музеем. Именно здесь маленький Ника, который родился 18 марта 1844 года, жил до 12 лет. В этом месте он не только сделал первые шаги, но и впервые соприкоснулся с миром музыки – хотя тогда ещё не мечтал о славе композитора.

На первом этаже дома представлены подлинные вещи первой половины XIX века, которые в деталях воспроизводят обстановку дворянского дома. Посетителей ожидает кабинет Андрея Петровича, комната Софьи Васильевны, родителей композитора, и “коллекция диковин”, которые присылал из морских экспедиций старший брат Воин Римский-Корсаков.

В этих стенах тебе всё время кажется, что хозяева дома вот-вот выйдут из-за соседней двери, чтобы встретить гостей. Встретят и расскажут, например, как Софья Васильевна случайно выпустила из клетки любимого попугая. Птичка устроила настоящий переполох! Подозвать попугая удалось лишь постучав его любимой ложечкой по клетке. Кухонная утварь сохранила на себе след этой истории – вмятину от клюва пернатого хулигана.

А дальше — комната гостей. Нетрудно представить, как Андрей Петрович читает книги вслух и играет на фортепьяно, а Софья Васильевна занимается рукоделием и поёт, пока приглашённые на вечер читают книги, вырезают фигуры из бумаги.

Особенный экспонат в этой комнате — рояль фирмы «Беккер» из палисандрового дерева. Он был приобретён ещё в 1872 году, но самому Николаю Римскому-Корсакову служил в течение 30 лет. Позже рояля касались руки Павла Чайковского, Модеста Мусоргского и Александра Бородина, у него пел Фёдор Шаляпин. В родовой дом музыкальный инструмент вернулся в 60-х годах XX века, когда сын композитора выкупил его у частных владельцев.

Потайная дверца

В так называемой «Серой гостиной» — как раз там, где стоит рояль, — скрыта потайная комната. С виду – причудливый шкаф. А на самом деле – дверь, которая ведёт в отдельное помещение. Здесь посетителей ожидает интерактивная часть выставки, посвящённая детству гения.

На стенах комнаты – масштабная инсталляция в виде строк из семейных писем Римских-Корсаковых, пропитанных любовью и заботой. По соседству с ними — «образы детства», которые повлияли на становление маленького Ники. Это и море, о котором мальчику рассказывал старший брат, русский мореплаватель Воин Андреевич, и звёздное небо, и усадебный сад, и любимое домашнее чтение.

— Лучше погрузиться в мир детства композитора поможет необычный аудиоспектакль. Мы выбрали фрагменты писем семьи Римских-Корсаковых, которые озвучили профессиональные актёры, — отметила заведующая домом-музеем Римского-Корсакова Анастасия Коновалова.

«Игральня»

Мы же поднимаемся по чёрной лестнице. Наверху гостей встречает просторная комната с птичником. Раньше тут жили целые семьи канареек, снегирь, певчий дрозд и даже амазонский попугай. Последний так складно пел песенку, что маленький Ники даже вызывался аккомпанировать птичке. Считается, что позже это «песенка» прозвучит в опере «Золотой петушок».

Рядом ещё две комнаты. Кабинет молодого Николая Римского-Корсакова, его уголок для занятий, где Ника изучал русский и иностранные языки, арифметику и грамматику, астрономию, географию. И комната с балконом, которая именуется «игральной». Это одно из любимых мест у посетителей, ведь здесь можно сыграть в копии настольных игр середины XIX века.

— Даже когда только отреставрировали здание, люди шли на экскурсии. Здесь ничего не было из экспонатов. И это важно, потому что сейчас есть что показать — очень много личных вещей. Приходите обязательно, — поделилась одна из работниц дома-музея.

Отметим, что в рамках реализации нацпроекта «Культура» удалось создать условия для хранения фондовых предметов экспозиции и адаптировать музей для посещения гостями с ограниченными возможностями здоровья. Здесь появились тактильные макеты, видеогид на жестовом языке, а для маломобильных групп предусмотрен накладной пандус.

Ксения Бондаренко