Случается, что доступ к банковскому счету оказывается в чужих руках. Прежде
всего это может произойти из-за кражи или утери банковской карты. Не всегда мы быстро
обнаруживаем пропажу и нередко только сообщение о совершенных платежах позволяет
понять, что карта в руках злоумышленника. Как могло случиться, что при использовании
карты без знания пин-кода оплата прошла успешно, можно ли вернуть деньги и как себя
обезопасить в интервью Банки.ру рассказала эксперт проекта моифинансы.рф Ольга
Дайнеко.

В ряде случаев пин-код для оплаты действительно не требуется. При
бесконтактной оплате картой покупок или услуг до 1000 рублей через платежный
терминал (POS-терминал/эквайринговый терминал) введение пин-кода не требуется.
Такими привычными уже нам всем терминалами оборудовано большинство торговых
точек (от маленьких магазинчиков и супермаркетов до досуговых центров и религиозных
учреждений). Однако случается, что проходит оплата и более крупных приобретений без
дополнительного введения пин-кода. Ряд платежных устройств позволяют оплатить
сумму до 3 тысяч рублей всего лишь приложив карту. Порог для обязательного
использования пин-кода устанавливается платежной системой и носит рекомендательный
характер. Например, у платежной системы «Мир» и «Visa» максимальный порог – 3
тысячи рублей. Банк-эквайер (который обслуживает отдельно взятую точку продаж)
вправе устанавливать свой лимит в рамках рекомендованного порога, поэтому в разных
местах требования по сумме с запросом пин-кода могут различаться.

Инструкция на случай ЧП


Если по банковской карте отобразились расходные операции или попытки их
совершить (оплата в торговой точке или в интернет-магазине), нужно действовать
максимально быстро:
-заблокировать карту (через банковское приложение, через звонок в банк по
номеру горячей линии, указанному на официальном сайте финансовой организации, через
чат мобильного банковского приложения или обратиться в офис банка лично). Нужно
сообщить о случившемся и о том, что данную покупку вы не совершали;
– в течение 24 часов обратиться в банк с заявлением о возврате списанных средств,
а также необходимо обратиться с заявлением по факту кражи денежных средств в
полицию.

Вернет ли банк деньги?
Возможность возврата денег будет зависеть от того, были ли данные карты
скомпрометированы (переданы третьим лицам) и от того, действительно ли операция
совершена без участия клиента. Банк по заявлению инициирует расследование: оценит
место и характер платежей, способ оплаты и был ли использован пин-код или
одноразовый пароль из смс. Каждая ситуация решается индивидуально. Если держателю
карты удастся доказать, что средства были потрачены без его участия, а обращение в банк
было подано вовремя (в течение 24 часов) деньги возвратят. Доказать неучастие в оплате
с карты можно как записями с видеокамер в точках продаж, так и доказательствами
присутствия в момент оплаты в другом месте. Если при использовании карты
злоумышленником был использован пин-код, одноразовый пароль из смс или через
мобильное приложение клиента считан Qr-код для оплаты, в возврате с большой
вероятностью будет отказано.
Гарантировано банк обязан вернуть деньги только в следующих случаях:
– банк не уведомил клиента о списании средств;
– банк не обеспечил безопасность счетов и переводов;
– банк провел транзакцию уже после сообщения клиента о краже пластика;
– банк не приостановил операцию с признаками нарушения закона;
-банком была допущена техническая ошибка.
Правила финансовой безопасности
Можно снизить ущерб при краже денег, руководствуясь следующими правилами:
– внимательно контролировать операции по счету и читать все информационные
сообщения из банка. При нестабильном интернете push-уведомления могут запаздывать,
поэтому в ряде случаев удобнее использовать СМС-информирование;
– в банковском приложении можно установить дневной лимит на расходные
операции-это не позволит злоумышленнику потратить больше лимита;
– большинство современных банковских карт поддерживают протокол 3D secure
(функция, позволяющая требовать дополнительное подтверждение расходной операции).
О возможности и способе подключения этой функции нужно узнавать в банке,
выпустившем карту. Особенно это актуально при совершении оплаты в интернете, когда
для совершения платежа будет недостаточно только самого пластика и кода безопасности
с ее оборотной стороны- потребуется ввести одноразовый пароль из смс;

– нельзя хранить карту в чехле мобильного телефона, нельзя держать пин-код
совместно с картой-все это повышает риск кражи средств со счета при утрате карты
совместно с пин-кодом или девайсом.
И, конечно, никогда никому не передавайте сообщения из банковских
уведомлений, пин-код, коды безопасности (CVC/CVV) и иную персональную и
банковскую информацию. Тщательно проверяйте все сообщения о списании денег со
счета, блокировке карты-возможно, это мошенники, маскирующиеся под сотрудников
финансового учреждения. Нужно помнить, что банк никогда не запрашивает коды/пароли,
не требует перевести средства на другой счет.