ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЖНЫ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВА: ОНИ РЕАЛИЗУЮТ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН ПО УЛУЧШЕНИЮ ЖИЗНИ ВОКРУГ
Сфера социально ориентированных некоммерческих организаций переживает в нашей стране небывалый рост. Свои гражданские инициативы при поддержке государства и бизнеса реализуют всё больше людей. Общая сумма выделенных в этом году общественным организациям Ленобласти средств со стороны региона составила 190 млн рублей.
Курирует развитие НКО в области не так давно созданный комитет общественных коммуникаций. Он организует конкурсные отборы на субсидии от губернатора и правительства региона, обеспечивает информационную поддержку проектов, помогает организациям в различных вопросах. Возглавляет комитет Екатерина Путронен, которая подробно рассказала нам о развитии и поддержке некоммерческого сектора в 47 регионе.
КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ
– Екатерина Евгеньевна, совсем недавно, в 2020 году, в Ленинградской области был создан новый комитет – комитет общественных коммуникаций, структура, так необходимая некоммерческим организациям. Расскажите, как он устроен и какие функции выполняет?
– Комитет общественных коммуникаций объединяет пресс-службу губернатора и правительства Ленинградской области, а также направление поддержки социальных инициатив. Поначалу многие сомневались в необходимости создания такой структуры, не понимали, почему «скрестили» именно эти два направления. Но на деле история получилась очень продуктивной. Объясню. Традиционно слабым местом общественных организаций и объединений являлось информационное сопровождение своих социальных проектов. А благодаря опыту и возможностям пресс-службы мы очень быстро «подтянули» информационные ресурсы. Теперь о замечательных инициативах узнают гораздо больше людей: из официальных источников и через СМИ региона.
Сам комитет – не просто оператор грантов, который распределяет средства. Наши задачи шире: оказывать системную помощь и поддержку некоммерческому сектору. Кроме предоставления субсидий и информационного сопровождения, есть ещё имущественная, ресурсная поддержка… В этом направлении мы пошли дальше всех регионов страны, сегодня разрабатываем первую региональную стратегию развития некоммерческого сектора. В октябре мы представим её проект на утверждение правительству Ленинградской области. Стратегия предполагает создание комплексной системы поддержки социальных инициатив не только государством, но и со стороны бизнеса, благотворителей, различных фондов.
ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА
– Если говорить о грантовой поддержке со стороны региона, каждый год объём средств, выделяемых на конкурсные отборы, растёт?
– Да, и это одна из целей разрабатываемой нами стратегии – закрепить принцип постоянного наращивания средств в некоммерческой сфере, ведь это дополнительная гарантия развития отрасли.
В 2020 году произошли позитивные для нас изменения на федеральном уровне. В 2021 году регионам впервые было предложено поучаствовать в грантовом конкурсе Фонда президентских грантов на получение софинансирования. Мы сразу включились, что позволило значительно нарастить объём денег, выделяемых некоммерческому сектору. Но деньги, разумеется, даются не просто так: Фонд президентских грантов, в свою очередь, потребовал внести множество инноваций в методику проведения региональных конкурсов. А поскольку мы только начинали этим заниматься, сразу была установка на внедрение в Ленинградской области самых эффективных практик. По решению губернатора, средства всех комитетов администрации области, направляемые на проекты социально ориентированных НКО, а также связанный с этим функционал, были переданы в наш комитет. Это позволило не только увеличить общий объём средств, но и организовать проведение конкурсных отборов по единым требованиям, сделать их более прозрачными и открытыми.
Мы перевели все конкурсы на электронную площадку, что исключило любые подтасовки с датами и пакетами предоставляемых участниками документов, затем перешли на электронное сопровождение проектов, сейчас мы переводим в электронный вид и бухгалтерскую отчётность.
– Денег социально ориентированным НКО выделяется больше. А растут ли требования к ним?
– Наша задача – не забюрократизировать сектор, а показать, что это реальный, доступный инструмент поддержки инициатив жителей Ленинградской области и организаций, поэтому максимально стараемся всё упростить, даже сняли так называемый «возрастной ценз» (ранее в конкурсах не могли участвовать организации, зарегистрированные менее чем за год до отбора).
Но в то же время создаём дополнительные, вполне логичные условия. Например, раньше в конкурсах могли участвовать организации со всей России. Победитель мог быть зарегистрирован в другом регионе, а проект реализовывать здесь. По решению губернатора, теперь участвуют только организации, зарегистрированные в Ленобласти. Это делается для того, чтобы бюджетные деньги продолжали «работать» на жителей: через заработную плату, через плату за аренду помещений в регионе и т. д. Конечно, было опасение, что мы потеряем многие опытные организации, которые делали большие добрые дела, но были зарегистрированы, например, в Санкт-Петербурге. Но переживали напрасно: все, кто хотел с нами работать, нашли возможности «прописаться» в 47 регионе. Впервые за десятилетие зарегистрирован стабильный рост количества некоммерческих организаций.
РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ
– Команды и отдельные общественники, ранее реализовавшие инициативы и проекты как физические лица, всё чаще приобретают юридический статус, становятся НКО. Как вы им помогаете?
– Это и есть ресурсная поддержка, о которой я уже упомянула. Такой вид поддержки – фактически залог успешного развития социальных инициатив. Поскольку ресурсы комитета не безграничны в плане количества сотрудников, а некоторые опытные некоммерческие организации с удовольствием готовы поддержать «новичков», мы решили закрепить это стремление также грантами для НКО, которые работают в качестве ресурсных центров.
Поле деятельности таких центров широкое – помощь в подготовке документов для регистрации НКО, консультации по бухгалтерским и юридическим вопросам, вопросам в ходе подготовки заявок на конкурсы субсидий, советы по работе с волонтёрами и развитию своих аккаунтов в социальных сетях. В общем, это полноценные инкубаторы для молодых организаций. Важно отметить, что постоянного состава ресурсных центров нет, ведь они тоже участвуют в конкурсе субсидий на финансовое обеспечение своей деятельности. В этом году победили одни, в следующем получить средства на ресурсный центр могут совершенно другие НКО. Таким образом, ресурсная поддержка оказывается опять же через развитие НКО. Думаю, это хорошая модель.
– В нашей стране наметился тренд на упрощение отчётов, предоставляемых в государственные органы. В том числе и для НКО. Как вы считаете, не приведут ли чрезмерные упрощения к тому, что в ближайшем будущем, в виду простоты регистрации и ведения отчётности организации, к вам на конкурс будет приходить, грубо говоря, «кто попало»?
– Я тоже считаю, что сейчас отчётность излишне забюрократизирована. Нормативные документы, которыми мы руководствуемся при предоставлении субсидий некоммерческим организациям, одинаковы для любых сфер, в том числе и для бизнеса. Хотя суммы и возможности несопоставимо разные. Вместе с коллегами из других регионов Северо-Западного федерального округа мы готовим конкретные предложения в правительство России, чтобы создать для некоммерческого сектора достойные условия.
Считаю, что в любом вопросе должна быть золотая середина, но и «кого попало» мы не боимся. Как показало время, «несерьёзные» организации отсеиваются естественным путём. К вопросу поддержки общественников мы подходим очень серьёзно.
ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ
– Среди реализованных организациями инициатив много таких, которыми вы гордитесь?
– Много, но выделять конкретные проекты не буду. Когда ты работаешь с людьми, которые тратят свои силы и время на то, чтобы найти нестандартные, творческие, но при этом эффективные решения самых обыденных вопросов, испытываешь огромную гордость.
Доброй традицией стал ежегодный гражданский форум, на котором мы собираем вместе наших общественников. Помимо докладов о деятельности, всегда организуем обучающие программы. Даём возможность прямого общения с губернатором – представители отрасли задают вопросы, предлагают свои идеи, дискутируют с Александром Дрозденко.
В этот раз мы решили также реализовать конкретные проекты на месте проведения форума, в Приозерском районе. Дело в том, что там некоммерческий сектор, несмотря на все наши усилия, развивается слишком медленно.
Мы собрали участников заранее, разбили их на команды, предложили в дни форума в каждом поселении Приозерского района организовать социальный проект вместе с местными администрациями, чтобы они на практике могли понять, в чём заключается суть деятельности СО НКО и увидеть их возможности в решении самых разных общественно важных проблем.
– А какая ситуация в других муниципалитетах?
– Везде ситуация очень разная. Есть районы, которые почувствовали, как эффективно работает инструмент поддержки социальных инициатив. В «отличниках» Всеволожский, Киришский, Гатчинский районы. Социальная инициатива нужна в первую очередь там, куда по ряду причин не «доходят руки», где нужен неформальный подход. А фактически всё это решает государственные задачи. Если у человека есть идея, как улучшить жизнь вокруг, если он для её осуществления получает государственную поддержку, то, можно сказать, «вырастают крылья».
СОТРУДНИЧЕСТВО С БИЗНЕСОМ
– Как вы видите развитие некоммерческого сектора в ближайшие годы?
– Как я уже сказала, в этот процесс в первую очередь хочется включить бизнес. Сейчас в таком сотрудничестве заинтересованы и сами предприятия, работающие в нашем регионе. Они разрабатывают собственные инструменты, проводят конкурсы, но пока это всё существует разрозненно. Несколько крупных организаций уже подтвердили готовность сотрудничать с нами, обеспечивать общественникам финансовую поддержку, в том числе через наши конкурсы. В остальном – модернизировать систему сопровождения проектов ресурсными центрами, вырабатывать в некоммерческом секторе способность адаптироваться к постоянно меняющимся обстоятельствам, развивать краудфандинг (привлечение добровольных пожертвований на интересные идеи и проекты) и партнёрство с бизнесом. Например, если экологическим активистам нужны саженцы для посадки деревьев, можно договориться с питомником, который продаст их дешевле, чем на рынке, либо предоставит бесплатно в обмен на какую-то рекламу. Над этой и другими задачами предстоит ещё много работать. Дорогу осилит идущий!
Денис Конзерко-Столяров