Газета "Новый путь"

Новости

НЕТ НАРОДА БЕЗ СВЯТЫНИ

Воскрешенный праздник

 

За полтора десятка лет День народного единства прочно вошел в календарь торжеств и памятных дат. Принято называть этот праздник «молодым», однако точнее было бы говорить о празднике воскрешенном, о возрождении старинной традиции. До революции 4 ноября (22 октября по старому стилю) Россия праздновала День Казанской иконы Божией Матери, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. Волей монарха церковный праздник приобрел статус государственного. Ведь именно с Казанской иконой Божией Матери связана память о спасении державы в годы Смуты.

Между тем в 2005 году, когда День народного единства был официально установлен, некоторые скептики утверждали, что появление нового «красного дня календаря» – лишь замена упраздненной Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, одного из центральных праздников в бывшем СССР. Однако сегодня никаких ассоциаций с выстрелом Авроры и взятием Зимнего дворца нет и в помине. День 7 ноября в советские времена отмечался в память о захвате власти большевиками в 1917 году – событии в российской истории далеко не однозначном. Что же касается исторической основы Дня народного единства, то никаких разночтений тут быть не может: ведь речь идет о спасении страны от гибели. А еще – о древней святыне, по сей день объединяющей миллионы россиян.

 

Где мы и где Смута?

 

Ежегодно 4 ноября мы вспоминаем о событиях четырехсотлетней давности – освобождении Москвы от польско-литовских оккупантов. То были страшные годы, навсегда вошедшее в учебники истории под названием Смутного времени.

Почему сегодня, на заре третьего тысячелетия мы должны помнить об этих событиях? Для чего нам знание о реалиях далекого 1612 года?

Великих потрясений в истории России было множество – совсем недавно, в 90-е годы страна пережила глубочайший кризис, сопровождавшийся обнищанием миллионов, разрушением основ государственности, кровопролитием. Как о смутном времени говорим мы о событиях революции и Гражданской войны в первой четверти прошлого века. Но эти события не должны заслонять для нас катастрофы начала XVII столетия.

После Батыева нашествия Русь не подвергалась еще такой глобальной опасности, как годы Смутного времени. Ослабленное невиданными внутренними потрясениями, Московская Русь стала объектом целого ряда захватнических войн. Воспользовавшись параличом центральной власти, властители Европы ринулись на восток. В результате огромная часть Новгородской земли (практически половина территории нынешней Ленинградской области) надолго оказалась под властью шведских королей. Само существование России как этнополитического целого было поставлено под вопрос.

К этому времени обнищавшая, голодная страна превратилась в сплошное поле битвы. Лжедмитрий I и иные самозванцы, мечтавшие о московском троне, один за другим приводили на землю с Запада отряды наемников и авантюристов. Иноверные оккупанты творили немыслимые безобразия, грабили население, разоряли церкви и монастыри. Апофеозом национального бедствия стал захват поляками Москвы. Казалось, с российской государственностью покончено. Но когда надежды на спасение практически не оставалось, произошло настоящее чудо. На первый план выдвинулись пассионарии, сумевшие сплотить вокруг себя тысячи единомышленников, для которых идея спасения Отечества была важнее личного благополучия. По их призыву оружие в руки взяли горожане, крестьяне, купцы. Именно как чудо воспринимали русские люди то, что

происходило в судьбоносном 1612 году. И связывали победу над интервентами с вмешательством высших сил.

 

Победить помогла вера

 

Победителями в той войне стали те, чья вера была крепче. С верой в заступничество небесных покровителей Руси выступили в поход воины-ополченцы. Ведь с ними была чудотворная икона Казанской Божьей матери – одна из главных православных святынь.

Предание гласит, что после страшного пожара 1579 года в Казани десятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. Обретенный образ явил немало чудес. Возглавивший победоносное ополчение князь Пожарский пожелал иметь этот образ в своем стане. Защищая свою землю, ополченцы защищали христианские святыни, поругаемые врагом. Войску, начавшему свой знаменитый поход из Нижнего Новгорода, удалось разбить вражеские войска и в конечном итоге освободить Москву.

После победы икона была поставлена в приходском храме Пожарских – церкви Введения на Лубянке. Именно князь Пожарский считается инициатором местного, московского праздника Казанской иконы Богородицы, отмечавшегося в честь освобождения столицы 4 ноября (22 октября). Позднее праздник стал общероссийским. Но после очередной Смуты, начавшейся в 1917 году, он был надолго забыт.

Однако, несмотря на десятилетия государственного атеизма, память о чудотворной иконе сохранилась – в сердцах верующих, в названиях храмов. В честь образа Казанской Богородицы в России было освящено огромное количество церквей. Много таких храмов и на территории Ленинградкой области: в Луге, в Тосно, в Вырице, в селе Ушаки, в деревне Сусанино. Церковь Казанской иконы Божией Матери в наше время построена и освящена в поселке Коммунары Приозерского района.

 

На северо-западных рубежах

 

Для Ленинградской области, территория которой когда-то стала колыбелью государства Российского, День народного единства – праздник особенно значимый. В том числе и потому, что здесь происходили важные события Смутного времени, которое, к сожалению, не завершилось со взятием Москвы нижегородским ополчением. Борьба за независимость продолжалась. Еще оставались на древней земле вражеские войска, еще не теряли надежды взять реванш иноземные завоеватели.

Северо-запад Руси в то время оккупировали шведы. Бывшие союзники, они повернули оружие против Москвы. Значительные территории нынешних Ленинградской, Новгороской и Псковской областей находились под контролем шведской короны. Отношение к православному населению этих мест – русским, карелам, вепсам, ижоре и води было отнюдь не покровительственным. Ответом были восстания, которые местные жители поднимали против интервентов. Особую роль в национально-освободительной борьбе в сыграл Тихвин. В мае-июне 1613 года тихвинцы взяли в руки оружие и в бою перебили шведский гарнизон. Последовавшую за тем осаду защитники Тихвина с честью выдержали, заставив врага отступить от древних стен. Город стал настоящим центром народной войны, развернувшейся на северо-западе России. Недалеко от города в деревне Столбово (нынешний Волховский район) в 1617 году был подписан знаменитый Столбовский мир, завершивший Смутное время в России.

Из катастрофы Смутного времени Русь-Россия вышла обновленной. Она долго залечивала раны, но это было, поистине, второе рождение страны. Россияне доказали, что даже в самые критические моменты истории способны объединяться во имя спасения своей веры, национальной идентичности и государственности. Отмечаемый 4 ноября День народного единства – повод лишний раз поразмышлять об этом.

 

Григорий Калитин

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение:
Вернуться к списку новостей
Вверх