Газета "Новый путь"

Новости

Народное художественное ремесло в Бокситогорске

В преддверии нового учебного года многие родители задумываются о выборе секции дополнительного образования для ребёнка. В Бокситогорске кружков и секций немного, но в каждой из них детей обучают профессионалы с большой буквы. Сегодня мы хотим рассказать об одном из классов Бокситогорской детской школы искусств, который называется «Резьба по дереву», и её руководителе Сергее Анатольевиче Попове – обладателе множества благодарственных писем, грамот, почётных дипломов за участие в семинарах, выставках и ярмарках разного уровня. Его работы – настоящие шедевры, а мастерство, которое он передаёт ребятам, заслуживает высочайшей оценки.

 

– Сергей Анатольевич, расскажите, с чего началось Ваше увлечение резьбой по дереву?

– Увлечение моё берет начало с дополнительного образования, подобного тому, которое мы даём ученикам здесь, в школе искусств. Именно резьбе меня, конечно, не обучали, но в Доме пионеров было много других кружков – это и фотодело, и картинги, и многое другое. Я занимался в судомодельной и авиамодельной секции, где научился рисунку, а также освоил работу с инструментом и чертежами. Оттуда всё и пошло. Увлёкся столярным делом. В дальнейшем работал на заводе дробильщиком, но всё свободное время посвящал своему увлечению. В то время для любителей резьбы по дереву выделили помещение в подвале Дворца культуры, предоставили токарные станки, списанные на заводе, и верстак из столярного цеха, там и занимались. С 1992 года в отдельной школе был открыт класс резьбы по дереву, куда меня пригласили преподавать. Тогда я дополнительно окончил педагогический институт, чтобы получить профессию педагога. С тех пор и работаю. Всё время стараюсь развиваться.

– Должно быть, Вам неоднократно доводилось изготавливать работы из дерева на заказ. Были ли среди них особенно запомнившиеся изделия? Возможно, Вам запомнился и кто-то из заказчиков?

– В конце 80-х – начале 90-х годов я работал в кооперативе, нами было изготовлено и украшено резьбой много детских площадок. Мастерили мы их и в посёлке СХТ, на территории детского садика, и в деревне Большой Двор, и в спортивном лагере деревни Колбеки. 7–8 детских площадок со скульптурной резьбой, теремами и игровыми приспособлениями были построены и в городе. На протяжении многих лет мои работы заказывало Правительство Ленинградской области для дипломатического корпуса и глав государств, были даже заказы для Бориса Николаевича Ельцина и Дмитрия Анатольевича Медведева, мастерил я и для Владимира Владимировича Путина. Изделий было изготовлено немало, каждое из них особенное.

– Что собой представляет класс резьбы по дереву сегодня?

– В классе резьбы по дереву ребята обучаются на протяжении 4 лет, переходя от простого к сложному. На протяжении первого года дети учатся чувствовать форму с помощью самой элементарной резьбы, геометрической, присутствующей в скульптуре многих народов. Раньше геометрическая резьба носила символический характер, была своеобразным языком символов, сегодня её используют как орнаментальное украшение. Дети осваивают традиционные формы и орнаменты в основном по материалам музея этнографии, изготавливают утицы, солонки, ковши и шкатулки.

Второй год обучения более сложный – изучаем кудринскую резьбу. В начале ХХ века группа известных художников и скульпторов создала мастерскую для одарённых сельских детей недалеко от Загорска, в деревне Кудрино. Один из учеников оказался очень талантливым резчиком, он не только изготавливал столярные вещи и украшал их резьбой, но и заинтересовался сбором старинных изделий из разных российских губерний. Так, в одной из церквей Вологодской области он обнаружил свечной ящик (ящик для хранения свечей), украшенный растительным орнаментом. Орнамент этот в дальнейшем стали называть кудринской резьбой, поскольку вышеупомянутая находка возродила деревню Кудрино. Резьба начала широко использоваться, процветает она и по сей день. У нас здесь на многих изделиях можно увидеть элементы кудринской резьбы, растительный орнамент осваивает каждый ученик.

Третий год обучения посвящается освоению ребятами рельефа, изготавливаем картины (различные сюжеты на дереве), их ещё называют панно. Четвёртый год – период изготовления скульптур. Скульптурная композиция становится итоговой, можно сказать, дипломной работой для каждого ученика.

Стоит упомянуть и о том, что на протяжении всего обучения обязательно присутствует рисунок. Дети рисуют с первого же дня, поскольку, прежде чем что-либо вырезать, необходимо это нарисовать. А для изготовления скульптуры требуется не только изобразить будущую композицию

на бумаге, но и вылепить её модель из пластилина. Такой у нас подход.

– С каким материалом Вы работаете? Какая древесина больше подходит для этого? Как подготовить дерево к работе?

– Наиболее подходящими для резьбы считаются мягкие породы – лиственные, такие как осина, тополь, липа или ольха. С этими породами мы и работаем. Заготовка древесины – процесс, требующий не только определённых знаний, времени, но и большой площади для хранения материала. Дерево необходимо просушить, а когда сушишь древесину в так называемом кряже (бревно – это кряж), необходимо оберегать её и от прямых солнечных лучей, и от попадания влаги, и запастись терпением. Для скульптуры диаметром в 20–25 см сушить материал необходимо года четыре, а то и пять. В нашем случае заготовкой занимается преподаватель. Сушу дерево я на своём садовом участке под специально оборудованным навесом. К слову, в культуре Японии – много резчиков по дереву, ремесло передаётся из поколения в поколение, и отцы заготавливают древесину своим сыновьям, поскольку для изготовления, допустим, скульптуры Будды, диаметр которой может составлять до полутора метров, древесина сохнет 20 лет. В наше время технологии позволяют значительно ускорить этот процесс, существует вакуумная сушка. Свежеспиленная древесина загружается в специальную герметичную камеру, из которой выкачивается воздух, и буквально за несколько суток дерево становится полностью сухим, доходит до 4–5% влажности. Нам было бы неплохо иметь такое оборудование (смеется).

– Приходится ли Вам сталкиваться с трудностями? С чем они связаны?

– Трудности в работе, конечно, есть, но связаны они не с детьми – ребята все старательные и талантливые. На данный момент у школы нет единой мастерской. Раньше и материал, и станки, и класс для обучения находились в одном месте, что экономило преподавателю немало времени и сил, была возможность заготовить материал на станках во время занятий. Сейчас эта система нарушена. Так, в первой школе директором было выделено помещение для станков, древесина же хранится рядом с нашим институтом (Бокситогорский институт (филиал) ЛГУ имени А.С. Пушкина), а уроки проходят на 3 этаже школы искусств, поэтому, чтобы организовать учебный процесс, преподавателю приходится бесконечно бегать из одного помещения в другое. Есть ещё одна проблема – материальное обеспечение. Например, при работе с острыми инструментами заготовку необходимо надёжно фиксировать с помощью специального оборудования, которого у нас нет. Справляемся с помощью сколоченного из досок верстака и списанных столярных тисков из Ларьянской школы-интерната, отданных нам ещё лет 20 тому назад. Опять-таки преподаватель зачастую самостоятельно добывает или же мастерит оборудование для обучения.

– Есть ли среди Ваших учеников те, кто связал свою жизнь с резьбой по дереву?

– По окончании нашего класса некоторые ученики поступают в реставрационные лицеи и в дальнейшем работают реставраторами, резчиками в Санкт-Петербурге. Но, к сожалению, дети рано начинают обучение (с 9 лет) и, соответственно, рано выпускаются (в 13 лет), а им бы ещё года по 3 учиться. Связано это с тем, что школу перевели из сферы культуры в систему образования. Но, несмотря на это, ребята специальность резчика по дереву осваивают успешно. Кроме того, все выпускники по желанию могут продолжить совершенствовать свои навыки, посещая дополнительные занятия на хозрасчётной основе.

Алина Попова

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Заголовок:
Сообщение:
Вернуться к списку новостей
Вверх